Дарья Гладышева о Berlinale Talents
и монтаже кино

Основатель киношколы Дарья Гладышева – со-монтажер фильма Довлатов (реж. А.Герман-мл.). Поздравляем Дарью и всю команду фильма, который вошел в основную конкурсную программу фестиваля Berlinale (15-25 февраля 2018). Три года назад Дарья была участницей секции монтажа Berlinale Talents, образовательного кампуса при фестивале. Сегодня вспоминаем интервью, которое было опубликовано сразу после фестиваля в 2015 году на сайте moviestart.ru
#

м moviestart.ru 

В этом году в рамках 65-го Международного российского кинофестиваля прошло как никогда много премьер российских фильмов – как известно, отечественные картины вошли в 7 различных программ. Но на этом наше присутствие на одном из крупнейших мировых киносомтров не закончилось. Одним из участников престижного образовательного кинофорума Berlinale Talents стала монтажер, продюсер, руководитель киношколы им. МакГаффина, руководитель направления по региональному развитию Молодежного центра Союза кинематографистов России Дарья Гладышева (профиль на Berlinale Talents).

— Даша, как ты попала на Berlinale Talents?

— Года три назад у меня в гостях была Марина Врода, фильм «Кросс» которой в 2011 году получил Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля  как «лучший короткометражный фильм». Я ее расспрашивала, где мне, как монтажеру, можно повысить квалификацию и пообщаться с другими специалистами. Марина посоветовала подать заявку на Berlinale Talents, в котором она сама несколько лет назад участвовала. И с тех пор я вспоминала о том, что хочу поучаствовать, только когда набор был уже закрыт. Но в этом году, наконец-то, заявку подала вовремя.

— Как проходил отбор участников?

— До 1 сентября нужно было заполнить подробную анкету на английском языке и загрузить трехминутный отрывок из фильма, над которым я работала как монтажер. В  декабре пришло письмо от организаторов с поздравлениями и приглашением в Берлин.

Важное условие для участия – один из твоих фильмов должен быть участником международных кинофестивалей. В моей анкете был «Охотник» Бакура Бакурадзе, который был в Каннах. На церемонии открытия Berlinale Talents показали на большом экране фрагмент из него и многие потом говорили, что видели его, что это хороший фильм.

— Но отсылала ты отрывок из другого фильма?

— Да. Я отправила свою крайнюю работу по монтажу – короткометражную комедию, снятую молодым актером и режиссером – Алексеем Марковым – в Лос-Анжелесе. Но комедии Берлин не любит.

— Большой был конкурс?

— В этом году на Berlinale Talents прислали около 4000 заявок, отобрали только 300 человек – режиссеров, продюсеров, операторов, художников-постановщиков, актеров и монтажеров со всего мира – я не знаю, из какой страны не было участников. Кроме меня из русскоговорящих на Berlinale Talents были режиссер из Санкт-Петербурга Александр Марков, два человека с Украины и актриса из Армении.

gladysheva_02

— Расскажи, собственно, как проходил Кампус.

— Каждый день у нас проходили лекции, мастер-классы и показы. Часть мероприятий была в рамках общей программы (General program), на которую могли попасть все желающие, купив билет, остальные – в закрытых секциях по профессиям. Первый раз в жизни я сидела в одной комнате с двадцатью профессиональными монтажерами. В нашей группе было 16 «талантов» – из Англии, Мексики, Чили, Испании, Италии, Греции, Новой Зеландии, Филиппин, Шри-Ланки – и менторы. Нам было, о чем поговорить. Монтажеры – свои люди, мы быстро оказались на одной волне.

Утро начиналось с завтрака Early Bird Breakfast, на котором собирались все триста «талантов» (или почти триста, кто-то проснуться после вчерашнего не мог). Дальше показы фильмов и Q&A сессии с участниками Berlinale Talents прошлых лет, которые вернулись в Берлин с новыми фильмами. Потом встречи с Вимом Вендерсом, Дарреном Аронофски и сценаристом Mad Men Мэтью Вайнером или лекции по кросс-медиа и Dolby Atmos и, конечно, нашумевший мастер-класс Killyour darlings монтажера Сьюзан Корды. Еще надо было успеть на фильмы фестиваля, по дороге рассмотреть холодный Берлин и успеть вернуться на happy hour с компанией Avid – это важно, надо знать монтажные программы «в лицо». И наступал вечер – время для бесконечных тусовок, на которых в неформальной атмосфере ты можешь обсудить свои дела. И потом долгий совместный путь до хостела… Но это уже совсем другая история про быт.

Во второй день для участников был организован Dine&Shine – ужин, на котором было еще 150 экспертов, с которыми мы знакомились, перемещаясь от стола к столу каждые полчаса. Первым экспертом, с которым я общалась в тот вечер, оказалась Элла Манжеева, с которой мы познакомились на курсах «Культбюро». Про нее стоит рассказать отдельно. Это идеальная история успеха Berlinale Talents. Два года назад она участвовала в проекте со своим сценарием и в этом году торжественно вернулась в Берлин с премьерой фильма «Чайки» в рамках одной из программ Berlinale.

Следующими моими экспертами стали директор лондонской киношколы Бен Гибсон, который оказался осведомленным в отношении российского фестивального кино в контексте мирового кинематографа, и ребята-документалисты, которые уже во второй раз на Берлинале с премьерами своих фильмов.

—   Совпали ожидания с действительностью?

—  Перед отъездом в Берлин я общалась Эллой, спрашивала о том, что мне предстоит. Она наставляла меня: прежде чем лететь в Берлин, где будет плотная, насыщенная программа, определись со своими целями, чего ты хочешь: вернуться сюда через два года с готовым проектом, спродюсировать международный проект или найти партнеров для киношколы им. МакГаффина. Я определила для себя приоритеты, но когда оказалась в «талантах», сразу про них забыла. Мне хотелось быть просто участником: слушать лекции, общаться с коллегами, смотреть кино и разбирать его с новыми друзьями-монтажерами. Обмен опытом, получение информации и участие в международной тусовке – это самое главное, ради чего туда стоит ехать.

— Что в целом говорили о России? 

— Главный вопрос, который задавали в Берлине, смотрела ли я «Левиафан». Очень редко спрашивали про кризис. Дальше про киноиндустрию в целом.

Меня поразила осведомленность участников Berlinale Talents о нашем кино: российские фестивальные фильмы знают все. Помимо Звягинцева, называли, например, Попогребского и Федорченко. И если речь заходила о киношколах, то оказывалось, что русские учились везде. Со многими участниками Berlinale Talents у нас оказывались общие российские знакомые. Мир тесен даже в индустрии молодых кинематографистов.

— Много российских кинематографистов ты встретила в Берлине?

В этом году на фестивале Россия гремела: в основном конкурсе «Под электрическими облаками» Алексея Германа мл., в других программах – «Чайки» Эллы Манжеевой, дебют Наталии Кудряшовой «Пионеры-герои», «+14» Андрея Грязева, «Небесный верблюд» с Виктором Сухоруковым, короткометражка «Вышивальщица» и анимационный короткий метр «Почему банан огрызается». Плюс на главной бизнес-площадке – European Film Market – российский стенд был одним из самых активных.

В общем,  в «талантах» не с кем было поговорить по-русски, зато на улицах Берлина российские кинематографисты встречались повсюду. По дороге в кинотеатр попадались и друзья: продюсер Юлия Мишкинене, продюсер Федя Друзин, режиссер Андрей Хвостов и художник-постановщик Ася Давыдова. Правда кофе с ними выпить было некогда, расписание у нас было разное.

Чтобы достать билеты на показ, нужно было вставать в очередь в 8 утра. Спасибо продюсеру Артему Васильеву за возможность быть на премьере «Под электрическими облаками» на главной площадке фестиваля «Берлинале Палас» и Наталье Дрозд (кинокомпания «СТВ»), которая пригласила меня на фильм «Пионеры-герои», куда мы пошли вместе с другими «талантами». Яркая и честная работа, которая была встречена полными залами и аплодисментами. Рекомендую к просмотру.  Остальные фильмы буду смотреть уже в Москве.

—   Что ты можешь сказать в целом об организации Berlinale Talents

—   Это масштабный проект и мне, как организатору образовательных программ, было интересно наблюдать, как можно включить 300 человек в рамки большущего фестиваля.

Berlinale Talents очень бережно относится к своим участникам, в том числе и прошлых лет. Они поддерживают их, афишируют их деятельность, их новые проекты и  достижения. Ты в любой момент можешь написать письмо организаторам и они ответят советом. Это то, чего не хватает в Москве. Наши киношколы не успевают так внимательно относиться к своим ученикам. Здесь ты постоянно получаешь дозу цинизма и высокомерия по отношению к твоему опыту. Здесь мы все время в конфронтации и напряжении. А на Berlinale Talents, наоборот, все говорят: вы – таланты! вы с нами! не останавливайтесь – мы ждем вас с вашими новыми проектами! И кажется, что ты не один, что все будет хорошо, только учись, набирайся опыта и ничего не бойся.

С другой стороны, Россия – это страна возможностей. Только здесь можно получить работу в полнометражном кино, не имея специального образования и наград на престижных фестивалях за плечами. В Европе так нельзя – там профессиональный путь долог, требует серьезного образования опыта. В моем послужном списке три с половиной полнометражных проекта и несколько короткометражных. У большинства участников Berlinale Talents такого нет, хотя они одного со мной возраста и учиться начали раньше.

— Ты руководишь региональным направлением в Молодежном центре Союза кинематографистов. Как твой полученный опыт может помочь в МЦ?

— В Молодежном центре уже есть добрая история организации лекций, мастер-классов, воркшопов и питчингов для молодых кинематографистов. МЦ стал первой нейтральной площадкой в России, на которой удалось подружить киношколы, фестивали, дебютантов и мастеров. Раз в месяц я летаю в разные уголки России и ищу там ярких независимых кинематографистов. В декабре нам удалось пригласить самых активных региональных продюсеров и режиссеров в Москву на несколько дней. В рамках Дня короткометражного кино была составлена программа специально для них: круглые столы, семинары и мастер-классы и, конечно, неформальное общение, где заключались сделки на разработку совместных региональных полнометражных фильмов. Похоже, мы тоже на правильном пути. Главное, чему нам нужно поучиться у европейских товарищей, это планировать долгосрочные программы, быть дисциплинированными и обязательно поддерживать тех, кто с нами работает.

—   Что еще помимо обмена опытом и связей по профессиональных по всему миру дают такие международные воркшопы?

—   Если безвыездно работать в Москве, начинаешь ржаветь. Примерно один и тот же круг общения, формат проектов, новых и, главное, активных людей крайне мало. В Берлине, во-первых, я побыла на расстоянии от своих дел, смогла взглянуть на них со стороны. Во-вторых, общение с иностранными специалистами – теперь и новыми друзьями – помогло «прокачаться» и найти новые силы и «маяки».

Работать я все равно буду в России. И думаю, что теперь мы сможем зазывать на наши проекты ребят с Berlinale Talents, делать международные проекты. И это правильно. В Берлине не было принадлежности к стране, были только профессии и опыт. Если мы будем делать совместные проекты и вернемся с ними в Берлин, это будет лучшая благодарность Berlinale Talents!

Беседовала Наталия Егорова, м moviestart.ru