Как выбрать детский лагерь: 6 критериев от родителей и организаторов
Киношкола проводит выездные и городские смены, где дети и подростки не только общаются и отдыхают, но и снимают кино. Мы поговорили с родителями участников прошлых лагерей, чтобы узнать, по каким критериям они выбирают смены и места для детского отдыха. А еще с организаторами — чтобы они рассказали, на что всегда стоит обращать внимание.
• ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА НА САЙТЕ
«По информации о лагере на сайте уже все автоматически видно. Если люди подробно подходят к решению этих вопросов, значит, скорее всего, не должно быть никаких белых пятен и чего-то нерешенного. Это 100% вызывает доверие — когда организаторы открыты и понятно объясняют».
— Максим, папа Майи Ландрок, выпускницы киношколы. Майя была с нами на зимних сменах в 2022 и 2023 году
• ОТЧЕТЫ В СОЦСЕТЯХ
«Приятной неожиданностью для лагеря стали фотографии в соцсетях: когда ты видишь, что происходит. Это, конечно, большое дело. Родительское сердце сразу успокаивается, когда ты смотришь на своего ребенка и думаешь: “Ну, все нормально”. Если ребенок не звонит, то это тоже очень хороший показатель. Не звонит, значит, забыл про родителей, значит, он занят и у него все хорошо».
— Ирина, мама Антона Хвалея — выпускника киношколы. Антон был на летних сменах в 2021 и 2022 году
• ОПЫТНЫЕ ВОЖАТЫЕ, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ СВЯЗЬ
«В лагерях киношколы есть профессиональная главная вожатая, которая общается с родителями, собирает всю информацию о ребенке, ведет его от начала до конца смены, а после смены отдает родителям какой-то фидбэк.
Вожатые должны быть опытными. Пробуйте узнавать, откуда они, где, сколько и что делали, какие вожатские школы заканчивали. Вожатые – это не просто какие-то студенты. Вообще, мне кажется, что это какая-то ошибка и стереотип, что вожатые должны быть молодыми — на самом деле от них очень много всего зависит. В первую очередь, безопасность. И доверять второкурснику безопасность детей — это такое себе.
Важно проводить родительское собрание перед сменой, где как раз все видят и вожатых, и организаторов».
— Дарья Гладышева, директор киношколы и организатор киносмен
• ЗАЩИЩЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ И НОЧНОЕ ДЕЖУРСТВО
«Важный момент – безопасность на территории лагеря. Если мы говорим про федеральные лагеря вроде “Артека”, “Орленка”, “Океана” и “Смены”, то там (давайте я скажу так в кавычках) “формат тюрьмы”. Есть забор, его никак нельзя перепрыгнуть. Никто не может войти, никто не может выйти. Никаких магазинов. То есть все с очень жесткой дисциплиной, поэтому никакой коммуникации с родителями нет. Детей просто вот так сдают и через 21 день, по стандарту, который существует еще с советских времен, забирают.
Смены, которые организуют частные школы, часто проходят на территории пансионатов или гостиниц. В таких местах бывают и другие, в том числе “не детские” организации — можно столкнуться с лишней коммуникацией или даже конфликтами. Поэтому киношкола оговаривает такие моменты с площадкой в договоре. Кроме того, есть камеры и ночные дежурные, чтобы подростки не завели будильники на три ночи и не ушли тусить».
— Дарья Гладышева
• ВЫБОР ЕДЫ И ПОХОДЫ В МАГАЗИН
«Приятно, когда тебе дают анкету с выбором рациона, куратор с тобой на связи и тебя спрашивают о питании. Мало того, еще и предлагают варианты. И возможность покупки какой-то мелочи, условно говоря чупа-чупса — это тоже очень приятно, потому что создает у детей ощущение свободы».
— Ирина
«Важный момент: если лагерь анкетирует родителей по поводу питания, то значит, он заинтересован в том, чтобы к каждому ребенку был свой подход».
— Дарья Гладышева
• КОЛИЧЕСТВО СОСЕДЕЙ ПО КОМНАТЕ
«Для детей, мне кажется, жить вдвоем — не очень хорошо. Потому что в таком случае ребенок либо как-то находит общий язык с человеком, с которым он живет, либо нет. Если находит, то получается отдельный дуэт, который потом тяжело вливается в общий коллектив».
— Ирина
«3-4 человека на комнату, как оказалось, золотой стандарт. Им весело вместе, меньше конфликтов, как ни странно. И появляется навык жить вместе, уважать границы другого и вести совместный комнатный быт. Мой опыт показал, что если селить в комнатах по двое человек, то выходит намного хуже. Если в комнате живет больше четырех, то это совсем неудобно: очень много времени уходит даже на дележку душа, тяжело хранить вещи».
— Дарья Гладышева
• ДОПОЛНИТЕЛЬНО — ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЫБИРАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ
Детям психологически важно, чтобы у них было готовое произведение после смены:
«Киношкола и опыт поездок в кинолагерь дают детям уверенность в себе. Из-за того, что есть какой-то продукт, с которым приезжает ребенок, самоуверенность какая-то появляется: “Смотри, какая я молодец, смотри, что я умею”. Очень многие подростки сейчас потеряны, кто-то самоутверждается за счет других. А вот наши дети, которые ездят в кинолагеря и вообще ходят в киношколу, поднимают самооценку за счет знаний, за счет продукта, который они сами создают. То есть здесь вообще разница колоссальная. Еще важно, что это хороший шанс сделать себе работу в портфолио. Знаю, что при поступлении в ВУЗы его просят показывать».
— Екатерина, мама Ксюши Пичугиной — ученицы старшей группы киношколы. Ксюша была на летних сменах в 2021 и 2022 и на зимних — в 2022 и 2023
Вожатые не должны дополнительно грузить детей:
«Мы ездили с государственным лагерем, и там были вожатые, которые закончили вожатские школы, но совершенно не понимали специфику творческих детей. И они давали детям задания: поставить какие-то спектакли, какие-то танцульки. А у детей в этот момент съемки фильма. А после съемок фильма нельзя давать им еще одно творческое задание. Наоборот, нужно, чтобы они отдохнули. Поэтому теперь мы их отправляем на волейбол, делаем им квесты, игры, чтобы они забыли про кино и побыли детьми. А уже на следующее утро вставали бодрячком и опять шли на съемки».
— Дарья Гладышева
Дети делают проекты вместе независимо от возраста:
«В кинолагерях все делают вместе: старшие снимают фильмы с младшими. Один несет хлопушку, второй ответственен за камеру. Старших это никак не напрягает, а младшим приятно. Мне кажется, быть в общей массе, в общем потоке и в общем деле — это важно».
— Ирина