“Одиночество бегуна на длинную дистанцию”: рецензия ученицы

Дарья Сергиенко, ученица курса «Киноведение», который ведет наш педагог Анастасия Карасева в киношколе Московского Дворца пионеров, написала рецензию на фильм Тони Ричардсона “Одиночество бегуна на длинную дистанцию” (1962)

Кинопоиск: “Фильм рассказывает о Колине Смите, юноше, приговоренном после ограбления булочной к пребыванию в исправительной школе. Директор школы верит в реабилитационные возможности спорта и, узнав, что Колин — прирожденный бегун, уговаривает его тренироваться, чтобы иметь возможность участвовать в местных состязаниях. Это даст ему привилегии в случае победы. Большая часть фильма занята тренировками Колина, во время которых он вспоминает о событиях, людях и взаимоотношениях с ними, которые привели его к такому итогу. Наступает день соревнований, Колин легко побеждает соперников, но у самого финиша выкидывает совершенно неожиданный финт”.

Драма имеет рамочную композицию, то есть основное действие (нахождение Колина в исправительной школе) предполагает наличие некой сквозной линии (рамочный вариант — воспоминания героя), проходящей через всю историю от начала до конца. Это делает просмотр более осознанным и предполагает появление вопросов “Как герой до такого докатился?” и “Как это повлияет на его будущее?”.

Образ главного героя напоминает Антуана Дуанеля (главного героя фильма “400 ударов” Франсуа Трюффо”), и это неудивительно: британская новая волна и французская новая волна различаются лишь тем, что вторая не характеризовалась такими жёсткими социальными границами. Колин во время бега погружается в прошлое, и если сначала среди грустных воспоминаний (к примеру, смерть отца) прослеживались радостные (например, первая любовь), то в самый ответственный момент герой не успел убежать от прошлого и это все настигло его, не дав пересечь финиш. Знаете, в стихотворении Самойлова “Сороковые” есть подходящая строчка:

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

кадр из “Одиночества бегуна на длинную дистанцию”
кадр из “400 ударов”

Еще хочу отметить живую операторскую работу Уолтера Лассали, которая в полной мере позволила ощутить напряженную атмосферу среди рабочего класса, строгость «Ракстон Тауэрс», а также свободу и одиночество бегуна на длинной дистанции.

Актерская игра Тома Кортни заслуживает отдельного уважения, но лучше, чем журнал Time, свое мнение я не выражу: «К счастью, как актер Кортни превосходен… его голос — это грохот посреди непрекращающегося городского шума, лицо такое же жёсткое и пустое как тротуар, а глаза так же темны и пусты, как выбитые окна в заброшенной мельнице».

Если говорить о критике в целом, то тут ситуация неоднозначная. Британская критика обвинила Ричардсона в копировании «400 ударов» Франсуа Трюффо, а американская назвала фильм неуравновешенным (думаю, в хорошем смысле), но раскритиковала за то, что главный герой — якобы слишком уж явный пролетарий. Больше всего фильм понравился советскому зрителю, и я считаю, что это связано с тем, что иностранная публика не поняла сути диалогов в фильмах на социальную тематику.

По моему мнению, это прекрасная драма о том, что мы никогда не сможем повлиять на настоящее, если нас держит груз прошлого. Советую посмотреть эту картину не только потому, что это яркий пример британской новой волны, но и для того, чтобы вы смогли сами сформировать мнение и ответить самому себе, что это: британская пародия на Трюффо или же глубокая социальная драма?