Лекторий МакГаффина

Лекторий МакГаффина — это встречи, которые помогают лучше понимать кино и мир вокруг

Здесь мы говорим на темы, связанные с искусством, культурой и человеком и разбираем фильмы с разных ракурсов: монтажа, актерской работы, операторских приемов и т.п. Лекции будут интересны всем увлеченным кино и визуальной культурой.

Встречи проходят в пространстве киношколы в арт-кластере “Красный Октябрь”. Для тех, кто не может прийти или живет в другом городе, мы организуем онлайн-трансляции.

Бесплатно для учеников киношколы и партнерских образовательных проектов — киношколы в Московском Дворце пионеров и Культурном центре “Москвич”.


Расписание

26 мая, 15:00

Экскурсия по Красному Октябрю «Путешествие из прошлого в будущее»

Походим кругами и закоулками старой фабрики, познакомимся с ее историей. Узнаем, как и почему возник остров Балчуг и как про него рассказывал советский кинематограф.

26 мая, 16:30

Мини-форум «Куда пойти учиться, если хочешь работать в кино? Ответы студентов и выпускников»

На форуме познакомимся с  киношколами, кинокурсами, медиаклассами, оффлайн и онлайн программами по направлению кино для школьников, а также обсудим, на какие творческие колледжи и ВУЗы стоит обратить внимание. На форуме можно будет пообщаться с представителями киноиндустрии и задать все интересующие вопросы.


Прошедшие лекции

20 мая, 19:00

Лекция «На посте поправим. Как монтаж спасает и портит фильмы»

Поговорим про то, кто все-таки главнее — режиссер, продюсер или монтажер, обсудим что делать, когда «замылился» глаз. В конце поделимся юридическими и этическими нюансами киномонтажа.

Лектор:

  • Дарья Гладышева — режиссер монтажа, продюсер и руководитель Киношколы им. МакГаффина

25 апреля, 18:30

Лекция «Причина, по которой ты лег спать в 6 утра или аниме-мания — болезнь 21-го века»

Поговорим про то, откуда взялось аниме и что в нем такого особенного. Узнаем, что сейчас происходит с этим направлением и как оно связано с другими визуальными жанрами. А еще — познакомимся с творчеством семи главных самураев современного аниме!

Лекторы:

  • Анастасия Карасева — киновед, педагог Киношколы
  • Евгений Гамов — оператор, режиссер, педагог Киношколы

12 апреля, 18:30

Лекция “Важнейшее из искусств, или как игры помогают кино и наоборот”

Поговорим про то, почему игры стали популярнее, чем кино. Обсудим как игры создают запутанные истории, ничуть не уступающие по оригинальности литературе и кино. А еще ответим на все ваши вопросы.

Лектор — Владимир Калмыков, режиссер фильмов и клипов, педагог Киношколы.

27 марта, 19.00

Тема: “Авторский кинематограф. Стили и направления в режиссуре”

Будем смотреть отрывки из фильмов и анализировать режиссерскую работу, стилистику, мизансцены и темпоритм. Также попробуем определить ключевые моменты в стиле режиссёров: Вернера Херцога, Роя Андерссона, Эмира Кустурицы, Киры Муратовой, Алексея Германа и других.

Лектор — Рауль Гейдаров, режиссер, сценарист и педагог.

15 марта, 18:00-21:30

Мастер-класс по коллажу “Коллажный персонаж” + киноквартирник

Поговорим про приемы и техники коллажа, оттолкнемся от них и с помощью ножниц и всего, что попадется под руку, создадим персонажа и расскажем про случай из его жизни. А еще посмотрим и обсудим короткометражный фильм Уэса Андерсона «Чудесная история Генри Шугара».

Ведущий мастер-класса — Вера Лазуренко, коллажист и PR-менеджер киношколы.

Тема: “Оскар-2024: главные фильмы года”

Будем смотреть и разбирать фрагменты из восьми фильмов, номинированных на “Оскар” в категориях “Лучший фильм” и “Лучший монтаж”. Поговорим про киноязык, операторскую работу, музыку и звуковые и монтажные приемы.

Лектор — Дарья Гладышева, режиссер монтажа, продюсер и руководитель Киношколы им. МакГаффина.

Тема: “Профессия Скрипт-супервайзер: от короткого метра до “Мастера и Маргариты”

Разберемся, кто такой скрипт-супервайзер и как им стать, какие у него основные задачи и почему он так необходим на съемках.

Лектор — Анастасия Молчанова, скрипт-супервайзер с 6-летним опытом работы. Работала на проектах (фильмах и сериалах): «Пророк. История Александра Пушкина» (выйдет в 2025 году, реж. Феликс Умаров), «Мастер и Маргарита» (2023, реж. Михаил Локшин), «Гром. Трудное детство» (2022, реж. Олег Трофим), «Серебряные коньки» (2020, реж. Михаил Локшин) и др.

Тема: “С днем святого Тарантино: как говорят о любви режиссёры со всего мира»

Вспомним первые фильмы про любовь, попутешествуем по странам и разберем, как визуально передают любовь разные режиссеры.

Лектор — Владимир Колмыков, режиссер и педагог.

Тема: “Российское авторское кино 2023 года: темы, герои, смыслы”

Постараемся увидеть закономерности, изменения и возможные траектории развития современного российского авторского кино. Обсудим, как по-разному режиссеры сегодня ищут темы и форму для высказывания в России и за ее пределами.

Лектор — Никита Карцев, главный редактор “Искусства кино”

Тема “История анимации: от наскальных рисунков до компьютеров”

Узнаем историю возникновения и развития анимации, виды и техники мультипликации, главные имена и посмотрим фрагменты из знаковых мультфильмов.

Лектор — Татьяна Тихонова, искусствовед, педагог, ведущая курса для подростков по истории мирового искусства «Классики» в Музее Москвы.

Тема “Мир эмоций: как управлять своими чувствами”

С психологом Анной Власовой поговорим об эмоциональном интеллекте: о чувствах, эмоциях, переживаниях и о том, как их распознавать, объяснять и регулировать.

Лектор — Анна Власова, психолог, преподаватель психологии, психоаналитик, ведущая психоаналитических и супервизорских групп, член ПСАП и ЕКПП.

Тема: “Осознанное будущее подростка: как сделать правильный выбор на всю жизнь и не ошибиться”

Вместе с практикующим психологом Милой Кудряковой мы поговорим про сложности самоопределения в переходном возрасте. Обсудим выборы, с которыми сталкиваются подростки на новой стадии взросления и на примерах историй героев фильмов погрузимся в сложности знакомства с собой, понимания своей цели в жизни, желаний и интересов. Попытаемся узнать, как не совершить ошибку на этом этапе и предусмотреть последствия своих выборов.

Лектор — практикующий психолог и немедицинский психотерапевт, транзактный аналитик и автор YouTube-канала «Мила Кудрякова».

Тема: “Какое кино становится успешным”

В мире снимается огромное количество фильмов, но лишь единицы становятся хитами. Разберемся в критериях успешного кино на примере как последних блокбастеров Голливуда, так и российских фильмов-событий. 

Лектор — Николай Ларионов, продюсер и аналитик.

Тема: “На стороне подростка: как справляться с кризисами и слышать друг друга”

Поговорим про сложности коммуникации между родителями и детьми. Обсудим причины разрывов в отношениях и на примерах фрагментов из фильмов погрузимся в понимание истоков возникающих противоречий. Попытаемся понять, как можно выстраивать диалог и слышать друг друга.

Лектор — Анна Власова, психолог, преподаватель психологи, психоаналитик, ведущая психоаналитических и супервизорских групп, член ПСАП и ЕКП

Тема: “Как смотреть и обсуждать фильмы с детьми?”

Что смотреть с детьми и как сделать выбор? Почему мы боимся сложных тем в кино? Зачем, вообще, смотреть кино с детьми?

Лекторы: Нина Добрынченко — продюсер, создательница сообщества «Что бы посмотреть с детьми», автор медиа об образовании и воспитании детей Мел.фм, “Вести образования”, Chips Journal и других. Арина Покровская — клинический психолог, детский аналитик, руководитель центра психологии и права «Покров».

Тема: “Хичкок — Макгаффин”

Расскажем, как появился термин “макгаффин” и что он обозначает. Узнаем, какие макгаффины есть в фильмах Альфреда Хичкока, на примере его знаковых («Психо» (1960), «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959)) и менее известных («Иностранный корреспондент» (1940), «Леди исчезает» (1938)) работ, а также научимся находить макгаффины в фильмах самостоятельно.

Лектор — Анастасия Гончарова, кинокритик, отборщик кинофестивалей игрового и документального кино, автор и редактор различных медиа о кино, в том числе Telegram-канала «Кино Скандинавии».

Тема: «Искусственный интеллект и машины в кино»

Посмотрим фрагменты из фильмов и сериалов («Она» Спайка Джонса, «После Янга» Когонада, последний сезон «Черного зеркала» и др.), разберем с точки зрения монтажа, режиссуры и звука, вспомним истории об искусственном интеллекте в мировом кинематографе и сравним с настоящим.

Лектор — Дарья Гладышева, режиссер монтажа, продюсер и руководитель Киношколы им. МакГаффина. 

Тема: “Магия генеративного ИИ в искусстве и кино: от картин импрессионистов до бесконечного сериала”

В рамках лекции мы поговорим про то, как устроены современные нейросетевые модели, про их особенности и ограничения, попробуем разобраться, можно ли считать творчество ИИ искусством, а искусственный интеллект — действительно интеллектуальным. Вместе подумаем, как можно использовать ИИ в киноиндустрии, и посмотрим на несколько примеров.

Дмитрий Сошников — доцент МАИ и НИУ ВШЭ, тех.руководитель лаборатории AI Lab Школы дизайна НИУ ВШЭ, консультант Яндекс Облака. В течение 16 лет проработал в компании Microsoft ведущим экспертом по искусственному интеллекту и машинному обучению.

Тема: “Фото vs. Кино”

Статичный кадр и движущийся. Что у них общего? Как взаимодействуют две эти оптики смотрения? Вспомним культовых фотографов и режиссёров и обсудим, как фотография влияет на кино, а кино — на фотографию.

Лектор — Мария Быстрова, фотограф, автор и куратор образовательных программ, преподаватель фотографии и видеоарта.

Тема: “Визуальная антропология: как исследовать города с помощью документального кино”

Разберемся, чем антропологическое кино отличается от обычных документальных фильмов и как начинающий режиссер может вносить элементы исследования в свою работу.

Лектор — Михаил Алексеевский, антрополог, урбанист, фольклорист, руководитель Центра городской антропологии.

Тема: “Как свет поставишь: разбор клипов оператора Марка Миллера”

Посмотрим клипы, над которыми работал Марк, разберем их по свету, цвету, композиции кадра и узнаем, где и как учиться операторскому мастерству.

Гость — Марк Миллер, оператор-постановщик клипов и рекламы.

Тема: “Иллюзии и аллюзии. История, кино и история кино”

Разберемся, как кино вписано в историю мировой культуры, и поговорим о кино как синтезе искусств: как оно появилось и развивалось.

Лекторы — искусствовед Татьяна Тихонова и художник Евгений Тихонов, педагоги, ведущие курса по истории мирового искусства «Классики» в Музее Москвы.

Тема: “Подражание Голливуду: игра актеров, юмор, приемы

Обсудили, как в российском кино пробуют снимать “как в Голливуде”, поговорили о существовании актеров в кадре, сценарных и режиссерских приемах, гэгах и шутках и о том, почему все это не работает. А также посмотрели и обсудили с режиссером Виталием Дудником его короткометражный фильм “Как с Максимом х(пип)ня случилась”, который участвовал в различных кинофестивалях.

Гость — Виталий Дудник, актер, режиссер и выпускник киношколы “Индустрия”.

Тема: “Новая волна популярности Райана Гослинга”

Поговорили об актерской карьере Райана Гослинга, разобрали фильмы «Драйв», «Ла-Ла Ленд» и сиквел «Бегущего по лезвию» и поняли, почему актер стал героем многочисленных мемов.

Лектор — Анастасия Карасева, исследователь кино, педагог киношколы Московского дворца пионеров по направлению «Киноведение».

Тема: «Одержимый монтаж: приемы монтажа в фильмах Дэмьена Шазелла»

Посмотрели фрагменты из фильмов «Одержимость» (2013), «Ла-Ла Лэнд» (2016), «Человек на Луне» (2018) и «Вавилон» (2022) и разобрали киноязык: склейки, переходы, работу со звуком и драматургию. А еще поговорили о карьере режиссера: от короткометражки до «Оскара».

Лектор — Дарья Гладышева, режиссер монтажа, продюсер и руководитель Киношколы им. МакГаффина. 

Тема: «Брейгель — Хичкок: окна во двор. Классическое кино в контексте классической живописи»

На примере картин художника Северного Возрождения Питера Брейгеля и фильма «Окно во двор» классика кинематографа ХХ века Альфреда Хичкока поговорим о том:

  • как в картине видеть временное развитие, а в фильме — пространственное;
  • как связан замысел автора и композиционное решение картины и кадра;
  • чему современный режиссер может поучиться у классической живописи.

Лектор — Александр Демахин, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского, режиссер, драматург, победитель конкурса «Учитель года-2012».