Лекторий МакГаффина

Лекторий МакГаффина — это встречи, которые помогают лучше понимать кино и мир вокруг

Здесь мы говорим на темы, связанные с искусством, культурой и человеком и разбираем фильмы с разных ракурсов: монтажа, актерской работы, операторских приемов и т.п. Лекции будут интересны всем увлеченным кино и визуальной культурой.

Встречи проходят в пространстве киношколы в арт-кластере «Красный Октябрь». Для тех, кто не может прийти или живет в другом городе, мы организуем онлайн-трансляции.

Бесплатно для учеников киношколы и партнерских образовательных проектов — киношколы в Московском Дворце пионеров и Культурном центре «Москвич».


Ноябрь

16 ноября, 19.00

Тема «Мир эмоций: как управлять своими чувствами»

С психологом Анной Власовой поговорим об эмоциональном интеллекте: о чувствах, эмоциях, переживаниях и о том, как их распознавать, объяснять и регулировать.

Лектор — Анна Власова, психолог, преподаватель психологии, психоаналитик, ведущая психоаналитических и супервизорских групп, член ПСАП и ЕКПП.

30 ноября, 19.00

Тема «История анимации: от наскальных рисунков до компьютеров»

Узнаем историю возникновения и развития анимации, виды и техники мультипликации, главные имена и посмотрим фрагменты из знаковых мультфильмов.

Лектор — Татьяна Тихонова, искусствовед, педагог, ведущая курса для подростков по истории мирового искусства «Классики» в Музее Москвы.


Декабрь

11 декабря, 19.00

Тема: «Российское авторское кино 2023 года: темы, герои, смыслы»

Постараемся увидеть закономерности, изменения и возможные траектории развития современного российского авторского кино. Обсудим, как по-разному режиссеры сегодня ищут темы и форму для высказывания в России и за ее пределами.

Лектор — Никита Карцев, главный редактор «Искусства кино»


Прошедшие лекции

Тема: «Осознанное будущее подростка: как сделать правильный выбор на всю жизнь и не ошибиться»

Вместе с практикующим психологом Милой Кудряковой мы поговорим про сложности самоопределения в переходном возрасте. Обсудим выборы, с которыми сталкиваются подростки на новой стадии взросления и на примерах историй героев фильмов погрузимся в сложности знакомства с собой, понимания своей цели в жизни, желаний и интересов. Попытаемся узнать, как не совершить ошибку на этом этапе и предусмотреть последствия своих выборов.

Лектор — практикующий психолог и немедицинский психотерапевт, транзактный аналитик и автор YouTube-канала «Мила Кудрякова».

Тема: «Какое кино становится успешным»

В мире снимается огромное количество фильмов, но лишь единицы становятся хитами. Разберемся в критериях успешного кино на примере как последних блокбастеров Голливуда, так и российских фильмов-событий. 

Лектор — Николай Ларионов, продюсер и аналитик.

Тема: «На стороне подростка: как справляться с кризисами и слышать друг друга»

Поговорим про сложности коммуникации между родителями и детьми. Обсудим причины разрывов в отношениях и на примерах фрагментов из фильмов погрузимся в понимание истоков возникающих противоречий. Попытаемся понять, как можно выстраивать диалог и слышать друг друга.

Лектор — Анна Власова, психолог, преподаватель психологи, психоаналитик, ведущая психоаналитических и супервизорских групп, член ПСАП и ЕКП

Тема: «Как смотреть и обсуждать фильмы с детьми?»

Что смотреть с детьми и как сделать выбор? Почему мы боимся сложных тем в кино? Зачем, вообще, смотреть кино с детьми?

Лекторы: Нина Добрынченко — продюсер, создательница сообщества «Что бы посмотреть с детьми», автор медиа об образовании и воспитании детей Мел.фм, «Вести образования», Chips Journal и других. Арина Покровская — клинический психолог, детский аналитик, руководитель центра психологии и права «Покров».

Тема: «Хичкок — Макгаффин»

Расскажем, как появился термин «макгаффин» и что он обозначает. Узнаем, какие макгаффины есть в фильмах Альфреда Хичкока, на примере его знаковых («Психо» (1960), «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959)) и менее известных («Иностранный корреспондент» (1940), «Леди исчезает» (1938)) работ, а также научимся находить макгаффины в фильмах самостоятельно.

Лектор — Анастасия Гончарова, кинокритик, отборщик кинофестивалей игрового и документального кино, автор и редактор различных медиа о кино, в том числе Telegram-канала «Кино Скандинавии».

Тема: «Искусственный интеллект и машины в кино»

Посмотрим фрагменты из фильмов и сериалов («Она» Спайка Джонса, «После Янга» Когонада, последний сезон «Черного зеркала» и др.), разберем с точки зрения монтажа, режиссуры и звука, вспомним истории об искусственном интеллекте в мировом кинематографе и сравним с настоящим.

Лектор — Дарья Гладышева, режиссер монтажа, продюсер и руководитель Киношколы им. МакГаффина. 

Тема: «Магия генеративного ИИ в искусстве и кино: от картин импрессионистов до бесконечного сериала»

В рамках лекции мы поговорим про то, как устроены современные нейросетевые модели, про их особенности и ограничения, попробуем разобраться, можно ли считать творчество ИИ искусством, а искусственный интеллект — действительно интеллектуальным. Вместе подумаем, как можно использовать ИИ в киноиндустрии, и посмотрим на несколько примеров.

Дмитрий Сошников — доцент МАИ и НИУ ВШЭ, тех.руководитель лаборатории AI Lab Школы дизайна НИУ ВШЭ, консультант Яндекс Облака. В течение 16 лет проработал в компании Microsoft ведущим экспертом по искусственному интеллекту и машинному обучению.

Тема: «Фото vs. Кино»

Статичный кадр и движущийся. Что у них общего? Как взаимодействуют две эти оптики смотрения? Вспомним культовых фотографов и режиссёров и обсудим, как фотография влияет на кино, а кино — на фотографию.

Лектор — Мария Быстрова, фотограф, автор и куратор образовательных программ, преподаватель фотографии и видеоарта.

Тема: «Визуальная антропология: как исследовать города с помощью документального кино»

Разберемся, чем антропологическое кино отличается от обычных документальных фильмов и как начинающий режиссер может вносить элементы исследования в свою работу.

Лектор — Михаил Алексеевский, антрополог, урбанист, фольклорист, руководитель Центра городской антропологии.

Тема: «Как свет поставишь: разбор клипов оператора Марка Миллера»

Посмотрим клипы, над которыми работал Марк, разберем их по свету, цвету, композиции кадра и узнаем, где и как учиться операторскому мастерству.

Гость — Марк Миллер, оператор-постановщик клипов и рекламы.

Тема: «Иллюзии и аллюзии. История, кино и история кино»

Разберемся, как кино вписано в историю мировой культуры, и поговорим о кино как синтезе искусств: как оно появилось и развивалось.

Лекторы — искусствовед Татьяна Тихонова и художник Евгений Тихонов, педагоги, ведущие курса по истории мирового искусства «Классики» в Музее Москвы.

Тема: «Подражание Голливуду: игра актеров, юмор, приемы«

Обсудили, как в российском кино пробуют снимать “как в Голливуде”, поговорили о существовании актеров в кадре, сценарных и режиссерских приемах, гэгах и шутках и о том, почему все это не работает. А также посмотрели и обсудили с режиссером Виталием Дудником его короткометражный фильм «Как с Максимом х(пип)ня случилась», который участвовал в различных кинофестивалях.

Гость — Виталий Дудник, актер, режиссер и выпускник киношколы «Индустрия».

Тема: «Новая волна популярности Райана Гослинга»

Поговорили об актерской карьере Райана Гослинга, разобрали фильмы «Драйв», «Ла-Ла Ленд» и сиквел «Бегущего по лезвию» и поняли, почему актер стал героем многочисленных мемов.

Лектор — Анастасия Карасева, исследователь кино, педагог киношколы Московского дворца пионеров по направлению «Киноведение».

Тема: «Одержимый монтаж: приемы монтажа в фильмах Дэмьена Шазелла»

Посмотрели фрагменты из фильмов «Одержимость» (2013), «Ла-Ла Лэнд» (2016), «Человек на Луне» (2018) и «Вавилон» (2022) и разобрали киноязык: склейки, переходы, работу со звуком и драматургию. А еще поговорили о карьере режиссера: от короткометражки до «Оскара».

Лектор — Дарья Гладышева, режиссер монтажа, продюсер и руководитель Киношколы им. МакГаффина. 

Тема: «Брейгель — Хичкок: окна во двор. Классическое кино в контексте классической живописи»

На примере картин художника Северного Возрождения Питера Брейгеля и фильма «Окно во двор» классика кинематографа ХХ века Альфреда Хичкока поговорим о том:

  • как в картине видеть временное развитие, а в фильме — пространственное;
  • как связан замысел автора и композиционное решение картины и кадра;
  • чему современный режиссер может поучиться у классической живописи.

Лектор — Александр Демахин, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского, режиссер, драматург, победитель конкурса «Учитель года-2012».