Рецензии учеников на фильм Спилберга «Фабельманы»

12 марта пройдет ежегодная церемония вручения премии «Оскар». Фильм Стивена Спилберга «Фабельманы» представлен в семи номинациях, в том числе «Лучший фильм». Пока ждем итоги, делимся рецензиями-впечатлениями учеников курса «Киноведение», который ведет наш педагог Анастасия Карасева в киношколе Московского Дворца пионеров.

  • рецензия Дарьи Сергиенко

«Кино это и есть картины. Собираешь их, и они двигаются»

Именно это были первые слова в фильме Стивена Спилберга «Фабельманы», которые я для себя выделила. Подобно данному утверждению режиссёр собрал из картин своей жизни настоящее кино. Действия начинаются в 1950-х годах, которые так реалистично переданы благодаря цветокору, локациям и костюмам. Тут я считаю важным отметить работу оператора Януша Камински, который не первый раз работает со Стивеном Спилбергом. В центре повествования — Сэм, старший ребёнок семьи Фабельманов. Пока в фильме показано детство главного героя, его заинтересованность кинематографом, первые успехи, всё воспринимается с теплотой. С умилением смотришь на всю семью и думаешь: «Этим ребятам всё по плечу». Добрый отец поддерживает сына финансово в его новом увлечении. Мать-авантюристка, бойкая и жизнерадостная оптимистка, воспринимается нами как друг своего сына и его главная поддержка. Серьёзная, но любящая бабушка и лучший друг семьи придают картине семейную и достаточно бытовую атмосферу.

Однако по мере взросления главного героя конфликты обостряются. От небольшой семейной ссоры в середине мы переходим к теме счастья в браке и измены. Все герои открываются для нас с новой стороны. Мы начинаем задавать вопросы. Отец — терпила или по-настоящему любящий человек? Мать — ветреная или наконец выбравшая себя женщина? Это всё очень давит на Сэма, и на этом фоне искусство открывает для него ещё одну свою сторону. Обращаясь к визуалу, отмечу момент, в котором с помощью эффекта Кулешова показана сцена, где через плёнку главный герой узнает об измене матери и понимает её отстраненность от семьи. Это является переломным моментом в теме счастья в браке.

«Семью мы любим, но искусство сводит нас с ума»

Мы хотим верить, что это кульминация семейного конфликта и дальше нас ждёт светлое продолжение, но не тут-то было. Очередной переезд все только усугубляет. Темы буллинга и антисемитизма (нетерпимости, выражающейся во враждебном отношении к евреям как к этнической группе или к иудеям как к религиозной группе, их преследовании по этническому или религиозному признаку) раскрываются глубоко, за что отдельное уважение. И конечно, попытки Сэма и его матери пойти против себя. Главный герой откладывает камеру, напоминающую о грустном, а его мать пытается вернуться в семейную жизнь. Однако оба терпят поражение, и слава Богу. Ведь приняв свои слабости, они стали счастливее. Кульминация этого конфликта действительно сильная, перетекающая в развязку. Реакцию детей на новость о разводе родителей нельзя смотреть без мурашек.

Тема искусства проходит через весь фильм и показывает становление героя как личности. В самом начале сняв крушение поезда, он не остановился, а отправился на нем в мир кино. И из юноши, снимающего вестерн, он стал настоящим мужчиной, который с помощью фильма смог достучаться до хулигана. Конец можно описать моим любимым словом — надежда. Зная биографию Стивена Спилберга, мы можем быть спокойными за Фабельманов. Я советую каждому посмотреть это кино не только из-за великолепного визуала, известного гения режиссуры или чего-то другого, а потому что в этом фильме можно найти ответы на многие вопросы.

  • рецензия Дмитрия Исаева

События фильма разворачиваются в 50-е годы XX века в США вокруг еврейской семьи. Главный герой Сэм увлекается кинематографом. Отец (Берт) работает в компании Томаса Эдисона General Electric. Мать (Митзи) — домохозяйка. Она любит играть на пианино и иногда выступает по радио. У главного героя еще есть три сестры. Лучший друг семьи Бенни тоже играет немаловажную роль в развитии сюжета. Все персонажи меняются на протяжении фильма. Мы это видим благодаря отличной актерской игре и постановке. Антуражные локации, машины, камеры и разные мелочи в совокупности дают очень интересную и правдивую картину 50-х годов и очень хорошо передают дух той эпохи.

В фильме есть несколько основных тем. Первая — это взаимоотношения в семье. Очень точно показаны бытовые ссоры, разногласия поколений и другие проблемы, которые есть в каждой
семье. Вторая тема — это антисемитизм в США. В середине фильма семья переезжает в Калифорнию, где в школе Сэма унижают и избивают из-за его еврейского происхождения. Сам фильм снят качественно и поэтично. В первую очередь, хочется отметить режиссерскую работу. Необычные планы и ракурсы, над которыми работал оператор Януш Камински (Спилберг приглашал его на многие свои проекты), делают фильм особенным. Я советую посмотреть этот фильм. Возможно, он поменяет ваше мировоззрение.

  • рецензия Анастасии Федосеевой

Фильм является завуалированной автобиографией. Назвать героев и фильм в честь себя Спилберг, видимо, счёл нескромным. Поэтому и наградил персонажей фамилией Фабельман, которая образована, возможно, от слов «басня» и «игра». Начинается фильм с того, что в 1952 году родители отводят маленького Сэмми в кино, где он видит первый в своей жизни фильм «Величайшее шоу мира». Героя до глубины души поражает сцена столкновения поезда и машины. Мальчик попросил родителей подарить ему на Хануку железную дорогу. Получив свой подарок, ночью он решает повторить сцену из фильма. Мать мальчика предлагает ему записать реконструкцию на камеру. Так Сэмми и окунается в мир кино. Кинематограф затягивает мальчика с головой, и он начинает снимать сценки, вдохновлённые увиденными фильмами.

Однако всё не так прекрасно. Мать Сэма страдает из-за нереализованности. Для отца карьера стоит превыше всего, и в погоне за хорошей должностью он вынуждает семью постоянно переезжать. Наконец он получает высокую должность, но ни к чему хорошему это не приводит. Его жена впадает в глубокую депрессию, с которой справляется только после развода.

Этот фильм показывает, что мы способны преодолеть любые трудности и проблемы, справиться со всеми невзгодами, но главное среди этого всего не забывать свою мечту и стремиться к ней.